Кризис «провентилировал» рынок фасадов

22.10.2015

Экономия на красоте и качестве облицовки зданий привели к падению рынка навесных вентилируемых фасадов (НВФ) более чем в два раза. Участники рынка утешают себя тем, что сокращение произошло прежде всего за счет ухода непрофессионалов.

Коммерческое применение

Падение рынка НВФ по разным оценкам на 50-70% по сравнению с прошлым годом обусловлено практически полным прекращением строительства объектов коммерческой недвижимости, где чаще всего применяются такие фасады. В числовом выражении объем рынка сократился с 2 млн. кв. м до 600 тыс. кв. м. Административные здания, офисные и торговые центры, спортивные сооружения, выставочные комплексы, транспортные терминалы (аэропорты, вокзалы, порты) сегодня продвигается едва заметными темпами. В жилищном строительстве технология НВФ широкого распространения не получила, несмотря на массу вариантов применения систем навесных фасадов на жилых домах, и рынок в этом сегменте просел еще сильнее.

Участники рынка надеются на расчетливость девелоперов. «НВФ — одна из энергосберегающих составляющих современного строительства. Поскольку энергоресурсы дорожают, проблема сохранения тепла станет актуальной и у нас, а не только в Европе. Тем более, что ассортимент наружной облицовки постоянно увеличивается что позволяет расширять и диапазон ее применения», — считает специалиста по маркетингу группы компании «АМТТ» О. Иванова.

Новая прибыль

Рентабельность производителей фасадных систем уменьшилась из-за роста цен на материалы (подконструкции и металл) в среднем на 30-40%, стоимость работ снизилась на 10-20%. «Сейчас некоторые компании готовы работать даже под минимальную прибыль, чтобы остаться на рынке, получать заказы, обеспечивать работой и не терять квалифицированный персонал», — объясняет менеджер ООО «ВП «Фасадные системы» Виктор Данильченко. Но у специалиста компании «Фасады Украины» Руслана Баркова другие наблюдения. «Несмотря на ужесточение условий бизнеса, редко кто готов работать даже с прибылью в 10%, поэтому около 40% компаний ушли с рынка, приостановили свою деятельность или значительно сократили активность», — утверждает он. Эксперты отмечают, что обострившаяся конкуренция позволила избавиться от фирм-однодневок, которые не могут предложить комплекс работ и услуг по проектированию, производству и монтаже фасадных систем. По наблюдениям специалиста по маркетингу группы компании «АМТТ» Ольги Ивановой, сокращается и количество компаний, предлагающих высококачественные услуги и фасадные системы, в то время как новые игроки не появляются.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Как отмечает заместитель генерального директора компании IBT Оксана Яковлева, по сравнению с прошлым годом ситуация в доле внутреннего производства и импорта не изменилась – по-прежнему 70% рынка принадлежат импортерам (IBT, «Панабонд», Аверс, Ruukki, Minerit и пр.), 30% составляет внутреннее производство («Алюфас», «Зенит», ТПК и пр.). Среди компаний, которые предлагают фасадные алюминиевые монолисты, композитные панели, керамогранит и др. для НВФ эксперты выделяют Bravoglass, IBT, АМТТ, «Альбатрос», «Арсенал», «Ил-Пром», «МаксиБуд», «Руукки Украина», «Скандии ЛТД», «СкиФ», ТПК, «Фасадные системы», «Фасады Украины», «Фастех». Дешевые материалы предлагают турецкие и китайские производители, украинские конструкции относятся к среднему ценовому сегменту, дорогие материалы поставляются из Европы, чаще всего — из Германии.

Самый ходовой сегодня товар на рынке НВФ — система, состоящая из композитного материала, минераловатного утеплителя и алюминиевой подконструкции – обойдется заказчику в 100-120 долл. за кв. м. При облицовке больших площадей стоимость фасада из керамогранита с клеевым соединением обойдется в ту же цифру. «Эти цены на 15–20% ниже прошлогодних в валюте. В гривне стоимость незначительно увеличилась. До конца года ожидается незначительное подорожание материалов для обустройства НВФ за счет роста цен на металлы (главным образом на алюминий) на мировых биржах», — объясняет О. Яковлева.

Экономия на всем

Но пока потребители НВФ экономят на всем. «Сейчас многие заказчики с целью уменьшения затрат переходят на так называемые «мокрые» фасады, утепленные полистиролом, которые обходятся им дешевле. Теплоизоляционные и технические характеристики отходят на второй план», — констатирует В. Данильченко. В прошлом году хитом продаж были композитные панели премиум-класса европейского производства. Сейчас заказчики предпочитают покупать дешевые китайские и отечественные компоненты систем НВФ и подконструкции. Экспертов тревожат участившиеся случаи установки НВФ без слоя утеплителя, что особенно характерно для Одессы и Крыма. «Ставить вентфасад без утеплителя – это не экономия, а убыток, — предупреждает В. Данильченко. — Теплосопротивление стены в этом случае практически не улучшается, и НВФ становится невыгодной декорацией. Самый распространенный на рынке минераловатный утеплитель толщиной 100 мм стоит сегодня порядка 65-70 грн за кв. м. Это не такие огромные суммы, ради экономии которых следует жертвовать эксплуатационными характеристиками всего здания».

Во многом выбор теплоизоляционных материалов для НВФ диктуют противопожарные нормы. «В связи с возможной высокой скоростью распространения пожара в навесном фасаде применяться может только негорючий теплоизоляционный материал, а именно минеральная вата, и то с правильными характеристиками воздух- и паропроницаемости и усадки в условиях эксплуатации», — объясняет бренд-менеджер компании «Адиабата» Дмитрий Золотарев. По наблюдениям В. Данильченко, на рынке медленно, но продвигается клеевая система креплений облицовки НВФ, применяемая для материалов вроде керамогранита или камня, которые нельзя крепить с помощью заклепок. Пока широкому применению клеевой технологии мешает недоверие заказчика.

источник www.ugmk.info