Тепло жить не запретишь…

22.10.2015

Трудно себе представить современное построенное здание без системы утепления фасада. Поэтому, несмотря на кризис, теплоизоляционные материалы и системы утепления по-прежнему пользуются спросом в объектах, готовящихся к сдаче. Другое дело, что критерии выбора материалов сегодня кардинально изменились…

Динамика рынка фасадного утепления является практически зеркальным отражением изменений в строительной отрасли, так как сейчас законодательно необходимо утеплять фасады новостроек. Однако, как отмечает Дмитрий Золотарев, бренд-менеджер компании «Адиабата», уровень снижения продаж теплоизоляционных материалов все же меньше падения объемов строительства, что объясняется желанием многих владельцев провести термомодернизацию своих домов. Правда, желание отдельно взятых заказчиков утеплить свои квартиры нередко превращается в «оштукатуренные заплатки» на фасадах старых панельных многоэтажек.

Если наблюдать за динамикой рынка систем утепления, то в первой половине года спрос был минимальным как на скрепленные фасады, так и на навесные вентилируемые, констатирует Ольга Иванова, специалист по маркетингу группы компаний «АМТТ». Ко второму полугодию 2009 г. многие компании, прочувствовав кризис, путем оптимизации средств заканчивают объекты за счет собственных ресурсов, а другая часть компаний либо разорена, либо временно заморозила свою деятельность. Поэтому спрос на системы во второй половине года увеличился незначительно. Что касается структуры рынка фасадных систем, то, по мнению Дмитрия Золотарева, в текущем году существенных изменений не произошло, поскольку в основном достраиваются здания, начатые или запроектированные в предыдущие годы. Таким образом, просматривается преобладание систем скрепленной теплоизоляции над системами навесных вентилируемых фасадов. В НВФ может использоваться только минераловатная теплоизоляция, в скрепленных фасадах –базальтовая продукция и плиты из пеннополистирола, применение последних в свою очередь ограничено пожарными нормами. «По нашим оценкам, – комментирует Анна Духно, менеджер по развитию бизнеса ООО «Кнауф Инсулейшн Украина», – в целом на рынке теплоизоляционных материалов в первом полугодии 2009 года соотношение разных видов утеплителя было примерно следующим: минеральная вата на основе стекловолокна занимает более 40 % рынка, экструдированный пенополистирол не более 4 %, пенополистирол и базальтовая вата делят между собой примерно равные доли».

Какие материалы желаете?

Выбор продукта для утепления конструкции зависит от нагрузок, которые будет нести материал, необходимого значения коэффициента теплопроводности, плотности, горючести и других показателей. «В штукатурных системах (скрепленные фасады) наиболее широко применяются теплоизоляционные материалы на основе базальтового волокна, а так же из экструдированного пенополистирола, – констатирует Анна Духно. – Это связано со свойствами материала, которые позволяют выдерживать более высокие нагрузки на изоляцию (по сравнению со стекловолокном), предотвратить сползание и отрыв материала. Важными показателями, кроме теплопроводности, являются характеристики плотности, паропроницаемости, прочности на отрыв слоев. Обычно используют материалы плотностью от 35 кг/куб. м и с прочностью на отрыв слоев не менее 15 кН/кв. м.

К утеплителям для навесных вентилируемых фасадов предъявляют ряд жестких требований, среди которых особенно важна пожарная безопасность, а также прочность на отрыв слоев, так как существует проблема выдувания волокон утеплителя из-за особенностей конструкции НВФ. В этой связи традиционно предпочитают использовать негорючие минераловатные утеплители плотностью от 75 кг/куб. м или, если есть необходимость удешевить конструкцию, но при этом обеспечить необходимую жесткость системы утепления, прибегают к комбинированному решению «стекловолокно+стекловолокно» или «стекловолокно+базальт».

Дешевле! И будь что будет…

Безусловно, спад экономики, замораживание строек в зимнее время и «строительная оттепель» в сезон принуждает заказчиков считать каждую копейку бюджета. Основной тенденцией рынка в этом году, по словам Руслана Баркова, специалиста компании «Фасады Украины», можно назвать то, что заказчики в большинстве случаев предпочитают бюджетные варианты утепления фасадов. Их не смущают материалы китайского производства, компромиссные варианты. В основном больший вес имеют аргументы, связанные с цифрами на калькуляторе. Эта ситуация подчеркивает сегодняшнее положение на рынке. Премиум-класс решений по фасадному утеплению отметается еще в начале переговоров о сотрудничестве.

Многие застройщики ищут пути удешевления строительных работ. При чем это касается не только проектируемых зданий, но и тех, которые находятся на стадии строительства. «Если в проект уже строящихся зданий ранее были заложены качественные дорогостоящие материалы, то в процессе возведения объекта их заменяют на более дешевые. В утеплении это проявляется в замене минераловатного утеплителя на пенополистирольный. Иногда даже применяют два слоя изоляции, первый – пенополистирол, второй – минеральная вата. Ради уменьшения сметы застройщикам приходится игнорировать некоторые проектные требования, выбирая те материалы, которые удовлетворяют один из основных показателей (например, коэффициент теплопроводности)», – комментирует Анна Духно. По мнению специалистов, кризис в большей степени отразился не на выборе технологий, а на выборе материалов для этих систем и подрядных организаций. Ольга Иванова объясняет это тем, что проекты разрабатывались с учетом требований как нормативных, так и визуально-архитектурных. «Многие строители экономят, используют пенопласт, более дешевые и менее качественные штукатурки в системах скрепленной изоляции, а также стекловату, менее качественные крепеж, направляющие и отделку, заменяют ветроизоляционные мембраны на пленки или вообще пренебрегают ими в навесных вентилируемых фасадах.

К чему может привести такая экономия, еще неизвестно. Менее качественные и дешевые материалы имеют меньший срок службы, а замена одного вида утеплителя другим или меньшей плотности может привести к тому, что ограждающая теплоизоляционная конструкция будет иметь больше теплопотерь или вообще не будет работать как теплоизоляционная. Поэтому стоит задуматься, что лучше: довериться профессионалам или «сэкономить» сегодня и уже завтра потратить эти же деньги на ремонт», – комментирует специалист. Операторы рынка поговаривают, что кризис помог отечественным заводам теплоизоляционных материалов избавиться от неликвидной продукции. При пусконаладочном процессе производится вата с плавающей плотностью, она не отвечает каким-то определенным характеристикам.

Такую теплоизоляцию отправляют на вторичную переработку или продают по очень сниженной цене. Там, где строители пренебрегают качеством и требованиями, предъявленными к конструктиву, данную теплоизоляцию используют только из-за невысокой стоимости. Вследствие этого доля рынка отечественных производителей увеличилась, а импортных – незначительно уменьшилась1 кв. м НВФ (композитный материал, утеплитель, алюминиевая подконструкция, комплекс предоставленных услуг и техническая поддержка) обойдется заказчику в сумму $100–115/кв. м.

Также стоит отметить, что в текущем году заказчиков больше интересует внешний вид здания, а не материалы для утепления и комплектующие подконструкций. Особенно это касается частного заказчика, например, инвестирующего в строительство коттеджа в городках экономкласса. В этом случае чаще всего применяют мокрый метод утепления с пенополистирольным утеплителем, реже – клиент готов доплатить на утеплитель из минеральной ваты. По словам специалистов, повышенную плотность утеплителя в этом году в проекты никто не закладывает, как это было раньше, сейчас расчет ведется по минимуму. И все же зарекомендовавшие себя компании стараются ориентироваться на принятые нормы по фасадному утеплению и не отступают от них.

Операторы рынка систем теплоизоляции

Утеплитель – сердце системы теплоизоляции. Говоря об операторах рынка теплоизоляционных материалов, Наталья Оттен, начальник отдела маркетинга ПИИ «УРСА», отмечает, что в сравнении с 2008 г. состав операторов рынка теплоизоляционных материалов из стеклянного штапельного волокна остался неизменным. Среди основных торговых марок стекловолоконной теплоизоляции, представленных на рынке, Анна Духно отмечает следующие: Knauf Insulation, Ursa, Isover. Что касается утеплителей на основе базальта, то конкуренция в этом сегменте усилилась. Помимо нескольких небольших региональных производств, на рынке работают два крупных завода, они выпускают продукцию под торговыми марками «ТЕХНО» и «Данова».

Если же говорить о сегментах экструдированного пенополистирола и минеральной ваты из базальтовых пород, то появление нескольких местных производителей, естественно, несколько ослабило позиции некогда лидирующих игроков-импортеров. Ольга Иванова считает, что качественные импортные утеплители с адекватной ценовой политикой продолжают занимать лидирующие позиции. Сократилась доля утеплителей премиум-класса, больше стали обращать внимание на совокупность показателей характеристики «качество – цена» и меньше – на раскрученность марки и бренда. Отечественные производители пытаются закрепить свои позиции на теплоизоляционном рынке за счет относительно невысокой стоимости, но отсутствие ритмичности в поставках и расположение этих предприятий в стадии отладки технологии производства не позволяют им этого сделать. Количество компаний значительно сократилось, перестали работать мелкие дилеры и торгующие организации. В основном утеплители продают компании, имеющие эксклюзивные права на представление продукции либо представители заводов по утеплителям.

Украинским застройщикам хорошо известны системы скрепленной теплоизоляции следующих торговых марок: Ceresit (производитель – ООО «Хенкель Баутехник (Украина)», Knauf («Кнауф»), «БудМайстер» (ОАО «Павлограджилстрой»), «Артисан» (ООО «Артель»), «Полирем» (ООО «Полирем»), Polimin (ООО «Фомальгаут-Polimin») и многие другие.

Из импортных брендов у отечественных строителей пользуются популярностью мокрые системы утепления фасадов: Drуvit (США), TexColor, Sopro (Германия), Capatect (Caparol, Германия –ДП «Капарол Украина» в Украине), Atlas (Польша), Stomix (Чехия), Vetonit и Serparoc (Финляндия), Edilteco (Италия, эксклюзивный представитель – компания «Баутех_Украина») и другие.

Операторы рынка навесных вентилируемых фасадов: IBT, «Альбатрос», «АМТТ», «Арсенал», «МаксиБуд», «Руукки Украина», «Сканди ЛТД», ТПК, «Фасады Украины», «Фастех» и другие.

Сегментация навесных фасадов

Поставщиков рынка навесных фасадных систем, по мнению Руслана Баркова, можно разделить на несколько групп: производители облицовочных материалов (композитные материалы, алюминиевые листы, керамогранит, фиброцемент) и компании, предоставляющие системы фасадной теплоизоляции. Также, по словам Ольги Ивановой, на рынке представлены компании, предлагающие комплекс фасадных работ, начиная от проекта и заканчивая монтажом. Из всех облицовочных материалов в Украине производятся только композитные – на днепропетровском заводе «Алюфас». Продукция этого предприятия довольно хорошо зарекомендовала себя, торговая марка узнаваема и заказчики применяют данный материал на своих объектах. Все остальные продукты для облицовки – иностранного производства: композитные материалы, керамогранит – Китай и Европа, фиброцементные плиты производит Россия, Финляндия. Что касается систем навесных фасадов, то они в большинстве своем отечественного производства. Существует два типа систем крепления: открытая и скрытая, их выбирают в зависимости от фасадного материала. Операторов рынка с каждым месяцем становится все меньше. Следующая волна застоя в сегменте возведения зданий, в том числе в сегменте фасадных инсталляций, сократит количество операторов на 30–40 %. В остальных компаниях будет оптимизирован рабочий процесс, не будет штатных монтажников. На рынке ожидается появление большого количества свободных специалистов, что увеличит конкуренцию.

Цена – начало всех начал

Операторам рынка всегда трудно отвечать на вопросы о стоимости их продукции, так как эта величина, в отличие от технических характеристик, часто меняется под влиянием различных факторов. «Сегодня корректно говорить о ценах можно только в очень краткосрочном периоде времени, – высказывает мнение Анна Духно. – Местные производители подвержены влиянию роста цен на энергоносители. В свою очередь компании-импортеры находятся в прямой зависимости от ситуации на валютном рынке. Стремительный рост курса доллара и евро, конечно же, приводит к корректировкам цен в гривне. По состоянию на начало сентября цена 1 кв. м стекловолоконного рулонного материала (для применения в ненагружаемых конструкциях) составляет примерно 9–10 грн. Цена на теплоизоляцию на основе базальта существенно варьируется в зависимости от применения продукции. Так, например, теплоизоляция для ненагружаемых конструкций стоит от 11–12 грн. за 1 кв. м плитного материала, а цена материала для штукатурных фасадов может составить от 60 до 200 грн. за 1 кв. м в зависимости от качества, прочностных и других характеристик». Что касается стоимости 1 кв. м навесного вентилируемого фасада, то можно сказать, что композитный материал, утеплитель, алюминиевая подконструкция, комплекс предоставленных услуг (техническая поддержка) обойдется заказчику в сумму $100–115/кв. м. Конечно, цены, приведенные в пример операторами, весьма условны и могут отличаться от реальных при конкретных расчетах проекта. Тем не менее они дают возможность сориентироваться в ценовом диапазоне нынешнего строительного сезона. Безусловно, конкуренция и снижение количества реальных заказов стимулируют игроков данного сектора рынка снижать цены на материалы и услуги по монтажу.

Однако заказчикам не стоит забывать о том, что качественные материалы и квалифицированные работы не могут стоить дешево.

журнал Property Times #34 (281) 21-27 сентября 2009г.